Operation Flashpoint: Cold War Crisis (OFP) — культовая компьютерная игра в жанре тактического шутера, разработанная Bohemia Interactive Studio в 2001 году. Была переиздана в 2011 году под названием ArmA: Cold War Assault. Основой для сюжета стал вымышленный конфликт между НАТО и СССР во времена холодной войны.
Для игры было выпущено два дополнения: Red Hammer и Resistance, позволяющие увидеть конфликт с разных точек зрения. Основной особенностью игры является максимальное внимание к реализму происходящего.
1. Сюжет
1.1 Cold War Crisis
1.2 Red Hammer («Красный молот»)
1.3 Resistance («Сопротивление»)
1.4 Действующие лица
2. Геймплей
2.1 Мультиплеер
2.2 Редактор миссий
3. Персонажи и оружие в игре
3.1 Специализации бойцов
3.2 Гражданские
4. Техника в игре
4.1 Танки
4.2 Бронемашины
4.3 Вертолёты
4.4 Самолёты
4.5 Установки ПВО
4.6 Морские суда
4.7 Грузовики
4.8 Легковые автомобили и джипы
4.9 Гражданская техника
5. Острова
5.1 Колгуев
5.2 Аверон
5.3 Малден
5.4 Ноговия
Сюжет
Cold War Crisis
Кампания предлагает поучаствовать в конфликте, встав на сторону американских вооружённых сил.
В 1985 году фанатичный генерал Алексей Васильевич Губа намеревается свергнуть генерального секретаря ЦК КПСС Горбачёва и взять власть над СССР в свои руки. Губа командует армией на острове Колгуев, рядом с которым находятся острова Малден (на котором дислоцируются войска НАТО), Аверон и Ноговия (суверенные государства).
Дислоцированный на острове Малден взвод американской армии, в котором служит рядовой Дэвид Армстронг, в числе прочих сил вылетает на соседний остров Аверон. Выясняется, что на остров напали советские войска. Американцы пытаются там укрепиться, однако из-за недостатка сил это невозможно. Наконец, американские войска пытаются переломить ситуацию, нанеся один мощный удар по столице Аверона — Монтиньяку. Однако контрудар проваливается, американские силы вынуждены эвакуироваться с острова. Армстронг добирается до точки эвакуации, но попадает в плен к советским войскам. Тем не менее, его освобождают местные партизаны — Альянс за свободу Аверона.
Вместе с войсками Альянса Армстронг участвует в налёте на советскую базу. В благодарность повстанцы помогают ему выбраться с острова. Тем не менее, война не окончена: советские войска не намерены останавливаться на Авероне.
Армстронг возвращается на Малден, где его назначают в взвод охраны базы ПВО на юге острова. Ему удаётся предотвратить попытку советского спецназа уничтожить базу. Американские войска встречают советский десант на Малден в готовности, но всё равно не могут его сдержать. После ряда сражений, в которых в действие вступают ещё два персонажа — танкист Роберт Хаммер и майор спецназа Джеймс Гастовски, американским войскам удаётся нанести удар в тыл советским войскам, а введённые в прорыв танки довершают разгром. Советские войска начинают эвакуироваться с Малдена.
За заслуги Армстронг получает звание лейтенанта. Его вызывает командующий войсками на Малдене полковник Блейк, знакомит с майором Гастовски и показывает запись, полученную американцами. Советский генерал Алексей Губа требует, чтобы американцы в течение двух суток покинули острова, или новые силы советской армии просто сметут их. Однако американцы приходят к выводу, что правительство СССР непричастно к конфликту: это «самодеятельность» Губы, а сообщения о подкреплении — блеф.
Армстронг и Гастовски направляются на Аверон, чтобы договориться о совместных действиях с партизанами. Те сначала отказываются помочь, так как американцы не сдержали слишком много обещаний, но затем соглашаются поддержать американские войска. В это время на базу нападают советские силы, Гастовски остаётся с партизанами, а Армстронг эвакуируется с разведданными, собранными партизанами о Губе.
Затем американцы добивают остатки советских войск на Малдене. Начинается подготовка к десанту на Аверон. Тем временем Гастовски проводит первую диверсию на острове — уничтожает советскую танкоремонтную базу. Американские войска высаживаются на севере Аверона и начинают продвижение вглубь острова. Группа Гастовски уничтожает главную силу советских войск — вертолёты Ми-24. В действие вступает последний персонаж — пилот вертолёта Сэм Никколс. Благодаря совместным действиям пехоты, бронетехники, авиации и спецназа американцам удаётся отбить остров. Группа Гастовски тем временем направляется с секретным заданием на Колгуев — получить данные о системе ПВО острова.
Полковник Блейк не собирается останавливаться на освобождении Аверона. Узнав, что к Колгуеву идут силы советской армии, чтобы «арестовать» генерала за самовольное развязывание боевых действий, Блейк приходит к выводу, что на самом деле для Губы все ограничится порицанием в прессе, а на деле он получит награды и дачу в Крыму. Американцы решают сами арестовать Губу и ради этого вторгнуться на советскую территорию.
Группа Гастовски осуществляет саботаж выявленных ранее установок ПВО, затем американцы наносят по острову удар, впервые задействовав штурмовики А-10, один из которых пилотирует Никколс. Однако Никколса сбивают, и после катапультирования его захватывает советский спецназ. Блейк получает ещё одно видеопослание, в котором говорится о том, что Губа планирует показательную казнь Никколса, а затем угрожает применением ядерного оружия. Наконец становится понятной цель Губы: спровоцировать американцев на вторжение на советскую территорию, представить это как агрессию, затем советский народ увидит неспособность Горбачева вести военные действия и потянется к генералу как к харизматичному лидеру.
Однако Никколсу удаётся бежать из плена, а Гастовски получает данные о расположении советской ракеты «Скад». В ходе тяжёлого боя американскому спецназу удаётся его уничтожить. Губа в бешенстве убивает свою помощницу Ангелину Малевич, после чего вместе с полковником Еусевым пытается эвакуироваться с острова и выпустить ракету из второго «Скада». Однако группе Гастовски удаётся уничтожить «Скад» и затем захватить (или убить) Губу.
Американские войска выводятся с Колгуева. Официально было объявлено, что неизвестные террористы, возможно, возглавляемые бывшим советским генералом, напали на тренировочный лагерь армии США на Малдене. Атака была отбита без серьёзных потерь.
В течение кампании игрок принимает на себя роли четырёх персонажей:
Дэвид Армстронг — рядовой Армии США, который проходил военную службу на Малдене. В течение кампании получает звание капитана.
Роберт Хаммер — курсант танковых войск, проходивший подготовку на Малдене. «Экзаменами» стали реальные боевые действия. В процессе игры становится командиром танковой роты.
Сэм Николс — пилот-вертолётчик, капитан, который по ходу событий пересел на штурмовик A-10.
Джеймс Гастовски — военнослужащий сил специальных операций США, который вынужден вновь вернуться на службу, чтобы провести несколько диверсионных миссий в тылу врага. Друг Виктора Трошки, возможно, сослуживец. После его гибели подал в отставку, основал авиакомпанию. Был вызван на службу полковником Блэйком для проведения спецопераций в тылу СА. Женат (имя жены Джулия), имеет по меньшей мере одного ребёнка — дочь Сару. После проведения рейда по уничтожению СКАДов получает звание полковника армии США.
Кампания предлагает игроку встать на сторону СССР и поучаствовать во вторжении на Аверон и Малден, приняв на себя роль рядового Дмитрия Лукина.
Дмитрий Лукин — бывший офицер советского спецназа, которого разжаловали в рядовые за невыполнение приказа о расстреле мирных жителей в Афганистане. Принимал участие во вторжении на Аверон, после чего получил звание сержанта. В этом звании участвовал во вторжении на Малден. При эвакуации советских войск с острова не успел добраться до десантного катера и был брошен, однако затем вместе с группой советских солдат смог угнать вертолёт и вернулся на Аверон. После этого получил звание лейтенанта и был зачислен в спецназ. Во время операции по ликвидации повстанцев на Авероне встретился с их лидером — своим бывшим сослуживцем Сергеем, который объяснил Лукину, что действия Губы — авантюра. Лукин присоединился к повстанцам и принял участие в ряде операций против советских войск на Колгуеве. Незадолго до вторжения американцев на Колгуев сумел покинуть этот остров, захватив двух офицеров из штаба, чтобы те рассказали правду на «большой земле».
Таким образом, Лукин за всю кампанию успел побывать простым пехотинцем, командиром, экипажем танка, пилотом вертолёта, спецназовцем и стал единственным протагонистом, воевавшим против всех трёх сторон конфликта.
Кампания повествует о происшествиях, имевших место в 1982 году, за три года до событий оригинальной игры. Игрок берет на себя роль бывшего бойца специального назначения Виктора Трошки, который вернулся на родной остров Ноговия после длительной службы. На Ноговии 30 лет существовал социалистический режим, однако незадолго до приезда Трошки начались либерализация и рыночные преобразования. В 1982 году на Ноговии вспыхивает правительственный кризис: остатки коммунистической фракции в парламенте выходят из его состава и обращаются за помощью к СССР. С Колгуева на остров вторгаются силы советской армии под командованием полковника Губы.
Силовые структуры Ноговии были не в состоянии противостоять советской армии, но на острове начало зарождаться партизанское движение. Партизаны обращаются за помощью к Трошке как к имеющему опыт войны с советской армией, но сначала тот отказывается. Однако после того, как Губа приказал расстрелять нескольких его друзей, если те не выдадут скрывающегося партизана, Трошке приходится вмешаться. Он вынужденно принимает командование над образовавшимся Сопротивлением (или можно выбрать сторону СССР и выдать повстанцев, но после этого Трошку расстреляют вместе с лидерами Сопротивления).
В ходе боев партизанам удаётся захватить у советской армии оружие и бронетехнику, а также воспользоваться остатками оружия местной армии. Партизаны захватывают контроль над севером острова и успешно отражают атаки советской армии. Вскоре они начинают наступление, но войска Губы впервые задействуют вертолёты и наносят партизанам крупное поражение.
На остров с Малдена прибывает диверсионная группа майора Джеймса Гастовски, доставившая партию оружия и ПЗРК. Партизаны наносят удар по советскому аэродрому, уничтожая вертолёты. После этого Губа идет на переговоры, захватив группу заложников из родной деревни Трошки, Долины, в том числе его возлюбленную Лиз. Однако переговоры оказываются ловушкой, между партизанами и советской армией вспыхивает бой, Губа сбегает, а все заложники погибают…
После этого Трошка переходит к широкомасштабным действиям по полному вытеснению советских войск с Ноговии. Взорвав мост, делящий остров практически на две части, и блокировав единственную обходную дорогу, партизаны наносят удар по столице острова Липани, затем уничтожая советские силы во втором городе — Петровиче.
За советской армией остаётся лишь аэродром на юго-западе острова. Советские силы начали покидать остров, однако Губа решил перед уходом уничтожить всё население острова и вызвал для этого три штурмовика Су-25 с напалмовыми бомбами. США выслали к острову крейсер, однако он не может успеть. Командующий войсками на Малдене генерал Уильямс отказывается от прямого вмешательства. Пробравшиеся к аэродрому бойцы Гастовски погибают при попытке взорвать самолёты — выживает лишь сам тяжело раненный майор. Трошка решает сам уничтожать самолёты. Ему это удаётся, однако Губа, лично возглавив отряд советских танков и пехоты, преследует Трошку. Трошка оказывается блокирован в ущелье и расстрелян из танковых орудий. Советские танки атакуют главные силы партизан, однако в этот момент их уничтожают американские вертолёты. Губа успевает покинуть остров на вертолёте, остатки советских войск попадают в плен.
Ноговия возвращается к мирной жизни. Полковник Блэйк, на свой страх и риск отправивший вертолёты, становится командующим войсками на Малдене. Гастовски уходит в отставку и остаётся в Ноговии, где создаёт небольшую авиакомпанию. Тело Виктора Трошки так и не было найдено…
Действующие лица
На протяжении всех частей игры действуют следующие персонажи[8][10]:
СССР:
Полковник (далее генерал-майор) Алексей Васильевич Губа — командующий силами Советской Армии в регионе. Ранее служил в Комитете государственной безопасности (КГБ) СССР. Являлся комендантом лагеря особого назначения КГБ, где получил кличку «Дантист». Имеет высокопоставленных друзей из числа чиновников со «Старой Площади», то есть Политбюро ЦК КПСС. При вторжении Ограниченного контингента Советских войск в республику Ноговия А. В. Губа был в звании полковника, затем получил повышение (очевидно, за провал этого вторжения). Во время этого вторжения Губа, видя неспособность советской армии одолеть местных повстанцев, хотел полностью сжечь Ноговию напалмом. В ходе операций не гнушается преступными способами ведения боевых действий, практикуя захват заложников, уничтожение мирного населения и военнопленных.
Майор Ангелина Малевич — помощник и, вероятно, любовница генерала Губы. Застрелена им по подозрению в предательстве после успешного уничтожения группой Гастовски ракетной установки Скад. Единственная женщина-военнослужащий во всей серии OFP-ArmA.
Полковник КГБ Вареница — руководитель Особого отдела военной контрразведки КГБ СССР («Смерш») в войсках под командованием Губы.
Полковник Мартынов — руководитель одного из подразделений гарнизона СА под командованием Губы. Арестован и отдан под военный трибунал по приказу Губы за халатность и «неадекватную оборону позиций» после налёта диверсантов под командованием майора спецназа НАТО Джеймса Гастовски на секретную вертолётную базу ВВС СССР.
Полковник Еусов — преданный советский офицер, руководитель одного из подразделений гарнизона СА под командованием Губы. Заменил полковника Мартынова.
Генерал-майор Лопатов — упоминается, когда Губа принимает решение уничтожить остров. Вмешательство «Лопатова с его ребятами» рассматривалось советскими офицерами как альтернатива выводу войск из Ноговии.
Василий — солдат советской армии, участвовавший во вторжении на Аверон.
НАТО:
Полковник Капер (имя указано в файле-дескрипторе кампании «1985») Блейк — офицер ВС США. В начале 80-х служил под командованием генерала Уильямса, после успешного рейда на Ноговию получил должность командующего контингентом ВС США на Малдене. Лично знаком с Джеймсом Гастовски. Очень принципиальный человек, поэтому нередко отдаёт рискованные распоряжения, руководствуясь внутренними убеждениями.
Генерал Уильямс — командир полковника Блейка в кампании «Resistance». Отказал партизанам Ноговии в прямой поддержке.
Сержант Бергхоф — офицер, командир отряда Альфа, в котором находился Дэвид Армстронг при вторжении на Аверон. Высокомерный, любит командовать солдатами. Погибает во время этого вторжения.
Козловски — капрал, санитар отряда Альфа. Судя по всему, нездоровый психически, так как признавался в любви к винтовке М16. Погибает во время вторжения на Аверон.
Фоули — капрал, санитар отряда Альфа. Друг Козловски, постоянно подкалывал его, отпускал идиотские шутки и спорил с ним. Погибает во время вторжения на Аверон.
Бормиолли — капрал, опытный боец отряда Альфа. Погибает во время вторжения на Аверон.
Питерсон — боец отряда Альфа, капрал или рядовой. Неизвестно, принимал ли участие во вторжении на Аверон.
Сержант Джек Фуллер — специалист по противотанковой обороне. Принимал участие в обороне Малдена, вместе с Дэвидом Армстронгом остановил колонну танков, движущуюся на Лапессань.
Майор У. Бенджамин — офицер, командующий бронетехникой на Малдене.
Майор Сазерленд — офицер, отвечающий за подготовку танкистов на Малдене.
Корильо — солдат армии НАТО, был патрульным в Шапуа после того, как силы НАТО отбили этот город.
Сопротивление:
Джеронимо — лидер сопротивления до присоединения к нему Трошки. Затем стал его заместителем. Во время боя на аэродроме пытался пробиться к Трошке с танками, но столкнулся с советской бронетехникой и был спасён вмешательством американских войск.
Тасманский дьявол — неизвестный радиолюбитель, периодически сообщавший Сопротивлению и населению острова важную информацию. Возможно, был связистом в штабе Губы, так как именно он сообщил о готовящихся «переговорах», на которые Губа вызывал Трошку. Был вычислен и застрелен солдатами Губы.
Командир Слава — офицер, командир отряда партизан из Союза за освобождение Эверона. За сопротивление партизан солдаты Губы убили его жену и сына и сожгли его дом. Позже отряд Славы спас Дэвида Армстронга и помог ему добраться до штаба Сопротивления. Слава и Дэвид стали друзьями, и Дэвид пообещал вернуться и разгромить советскую армию, но Слава погиб в бою, так и не дождавшись поддержки НАТО.
Радим — боец отряда командира Славы.
Томас — боец отряда командира Славы.
Operation Flashpoint является настоящим прорывом в жанре военных шутеров. Разработчики игры отказались от любых проявлений аркадности геймплея. Так, это один из первых шутеров, в котором передвижение и прицеливание персонажа были разделены, жизнь солдат измерялась не «лайфбаром», а реалистичным способом, бои проходили при поддержке различного рода техники. Всё это было новшеством в 2001 году, однако вскоре разработчики других серий шутеров начали добавлять эти элементы в свои игры. Таким образом, Operation Flashpoint можно считать игрой, определившей облик современных шутеров. И в то же время, главный элемент её геймплея состоит в том, что в отличие от прочих шутеров, в которых симуляция боевых действий заключается в статическом декорировании узкого игрового пространства (в пределах видимости игрока), анимировании персонажей и объектов и исполнении скриптовых сцен в этом пространстве, выдаваемых за спонтанные действия, и следовании линейному сюжету, в OFP выполняется принцип «шестерёнок войны»: разработчиками создан полноценный, динамически развивающийся во всём игровом пространстве мир, опирающийся на великолепно выполненный искусственный интеллект, приспособленный под любые условия ведения боевых действий и не требующий анимирования. При такой симуляции войны фокусирование боевых действий уходит непосредственно с игрока, который теперь управляет лишь рядовым солдатом. Именно эта особенность является уникальной и встречается лишь в линейках игр Operation Flashpoint и Armed Assault, ни в одной другой линейке этот принцип не воплощён.
OFP считается достаточно сложной игрой, поскольку основное внимание разработчики уделили реализму. Игрок может погибнуть всего от одной удачно попавшей пули. При этом динамика движения пули близка к реальной: пуля обладает скоростью полёта и баллистической траекторией. Пули или снаряд достигают цели раньше, чем звук от выстрела. Попадания в различные части тела сильно влияют на поведение бойца (например, попадание в руку ухудшит прицеливание). Причем «здоровье» персонажа само не восстанавливается, для лечения необходима перевязка санитара или в полевом госпитале. При беге появляется одышка и учащённое сердцебиение, что затрудняет прицеливание из-за дрожащих рук. Это очень актуально для снайпера, которому нужно сначала успокоиться, чтобы метко поразить цель, находящуюся далее 500 метров. За одну миссию возможно сохраниться всего один раз. Кроме того, игроку приходится управляться не только с солдатами, но и с различной техникой. Бои обычно ведутся на больших дистанциях: 100—300 метров для автоматов/штурмовых винтовок, 100—500 метров для пулемётов, 300—1000 метров для снайперских винтовок, 500—1500 метров для танков и до 2500 метров для воздушной техники при использовании вооружения «воздух-земля».
Острова, на которых разворачиваются действия, огромны и полностью открыты для перемещения. В отличие от многих шутеров, в OFP отсутствуют так называемые «стеклянные стены», перемещения игрока ограничиваются лишь размерами острова (очевидно, острова были выбраны именно для того, чтобы создать ощущение, что свобода перемещения ограничена только естественными препятствиями). Это значительно увеличивает свободу тактических решений: игрок сам выбирает свой маршрут, может использовать местность для скрытного передвижения и защиты от вражеского огня. На островах существуют горные массивы, холмы, леса, поля, кустарник, дороги, аэродромы, маленькие населённые пункты. На острове Ноговия в дополнении Resistance появился длинный узкий залив (практически, река) вглубь острова и автомобильный мост через него.
Хотя игра не является полноценным авиационным или танковым симулятором, существует возможность управления автотранспортом, бронетехникой, вертолётами, самолётами и морской техникой. Управление техникой упрощено, однако сделано менее аркадным, чем, например, в играх серии Battlefield и Call of Duty. Для эффективного управления танком в бою необходимо не менее двух членов экипажа (механик-водитель и стрелок-наводчик), а пилотирование вертолёта и самолёта требует определённых навыков. Кроме того, в роли командира игрок может управлять отрядом численностью до 12 человек (включая командира), отдавая приказы всему подразделению или индивидуально. Список приказов обширен и включает команды на смену строя, перемещение в определённую точку, лечение в случае ранения (если рядом есть медик), пополнение боезапаса или смену оружия, наблюдение за определенным сектором обзора, изменение режима огня и поведения солдата (что позволяет задать уровень его агрессивности в бою).
Надо отметить, что бой в игре занимает далеко не всё игровое время. Игроку придется пешком преодолевать достаточно большие расстояния на местности, выбирать боевую позицию и менять её, отступать, готовить засады для вражеских конвоев и укреплять собственные военные базы, управлять машинами и просто ехать в них в качестве пассажира. На это уходит достаточно много времени. Бой в игре может быть затяжным только в случае взятия или обороны базы, в остальных случаях (например, случайное или намеренное столкновение отрядов) он кратковременный и обычно заканчивается отступлением одного из отрядов в случае, если он понес большие потери. Игроку приходится вести бой в основном на открытой местности, реже — в лесу или в городских условиях.
Помимо свободы перемещения, OFP предоставляет игроку другие возможности, резко увеличивающие нелинейность игры. Нелинейным во многих миссиях кампаний является развитие действия, зависящее как напрямую от выбора игрока, так и косвенно — от его действий[11]. Например, вы можете выбрать путь, по которому поведете конвой, и от вашего выбора будут зависеть трудности, которые вам встретятся. Выполнить задания миссии можно разными способами, а иногда можно закончить миссию, не выполнив какое-либо задание, но в этом случае последующие миссии окажутся сложнее. Так, в миссии «Металлолом» по угону русских танков возможны следующие варианты: если угнать все 4 танка (один Т-80 и три Т-72), они будут доступны в миссии «Полигон» по штурму города Модрава. Если же закончить миссию «Металлолом», не угнав ни одного танка, то в миссии «Полигон» будут доступны 2 танка Т-55. Кроме того, в игре можно захватить вражескую технику, даже ту, которую по заданию положено уничтожить, и использовать ее для борьбы с противником.
В игре используется реальный ход времени, с течением которого изменяются время суток и погодные условия (солнце/облачность/дождь и интенсивность тумана). Каждая миссия имеет дату, причём от неё зависит особенность дня: например, в зимние месяцы продолжительность дня меньше и солнце поднимается ниже. Также в игре используется карта настоящего звездного неба, которое перемещается со временем. В описании одной из миссий (побега из плена) прямо предлагается ориентирование по звездам. В одиночной игре можно ускорить течение времени в 2 или 4 раза (полезно при преодолении больших расстояний), при ускорении времени можно заметить движение солнца или луны и звёзд на небе.
Одной из особенностей игры является показ персонажа, убившего игрока. Это позволяет внести корректировки в тактику прохождения миссии. Игрок может погибнуть как от рук врага, так и от случайной пули своего союзника. Кроме того, если проводить целенаправленный расстрел своих солдат, они также уничтожают «взбунтовавшегося солдата». Погибнуть можно от взрыва гранаты, взрыва танка, самолёта, вертолёта, грузовика с амуницией или топливом, при падении с высоты, при попадании под какое-либо транспортное средство, при попадании в воду (солдат не умеет плавать).
Также при попадании в воду взрывается техника, не имеющая способности плавать.
Игра поддерживает четыре ракурса обзора:
Вид от 1-го лица (по умолчанию). Самый удобный вид при игре пехотинцем. Также позволяет рассмотреть интерьер техники. Однако при управлении техникой в бою несколько сложен, так как очень реалистичен и требует опыта игрока. При игре с места стрелка в бронетехнике использование для игры и вовсе невозможно, так как производится не управление орудием, а перемещение взгляда внутри башни.
Режим прицеливания. Для пехотинца и при использовании станковых пулеметов означает использование оружейного прицела, что позволяет повысить точность. Для экипажа танков — взгляд в перископ, причем для стрелка-наводчика — единственно возможный способ стрельбы. Для стрелков вертолетов — использование специальных прицельных приспособлений. В остальных случаях этот режим отсутствует.
Вид от 3-го лица (камера закреплена сзади). С его помощью можно «заглянуть» за горку/холмик/препятствие, не подвергая себя опасности быть атакованным. Также позволяет облегчить механику-водителю танка управление, а пилоту вертолета/самолета — приземление.
Тактический экран (вид от 3-го лица, но камера свободно управляется мышью). Доступен только командирам отрядов. Неудобен при управлении пехотинцем, так как лишает возможности управлять им мышью. Позволяет игроку осмотреть поле боя полностью, облегчает указание цели для приказа. Также удобен для командира танка.
Игра имеет 2 настраиваемых уровня сложности: «Кадет» и «Ветеран». Уровень «Ветеран» имеет несколько неизменяемых настроек сложности: отсутствует указание информации о юните при наведении на него прицела, отсутствует отметка на карте текущего местоположения, а также расположение всех прочих солдат и техники в пределах видимости (отмечается лишь время обнаружения врага в квадрате и тип и количество вражеских сил), отсутствует самонаведение у ракет тяжелых гранатометов, а захват цели у ПЗРК происходит вслепую (повышается вероятность промаха или ошибочного захвата)[16]. Но есть и изменяемые настройки: можно установить отсутствие прицела (именно экранного, оружейный останется), отсутствие вида от 3-го лица (ракурсы «вид от 3-го лица» и «тактический экран» становятся недоступными), супер ИИ (интеллект ботов на порядок повышается). Все это позволяет повысить ощущение реализма игры. Уровень «Кадет» является полностью настраиваемым, по умолчанию все настройки выставлены на легкую игру. Это позволяет новичкам приспособиться к игре.
Кроме одиночной игры, присутствует мультиплеер. Также в игре есть редактор и собственный скриптовый язык, которые позволяют создавать одиночные и многопользовательские миссии, сравнимые с оригинальными.
Единственное животное в игре — чайка. Изредка встречается в кампаниях, может быть добавлена самостоятельно при создании миссии, используется в мультиплеере (управляется игроком после его гибели).
К недостаткам геймплея можно отнести то, что в игре полностью отсутствует рукопашный и ножевой бой, однако при создании миссии можно дать пехотинцу возможность удара кулаком или прикладом. Ввиду особенностей игрового процесса рукопашный бой не имеет практического применения и в официальных миссиях не встречается.
Санитар под управлением игрока не может перевязать сам себя. Под управлением AI перевязывается без всяких проблем. Персонажи, в том числе и сам игрок, не могут вести огонь, пока находятся в технике (автомобиле, вертолёте, БМП), а также во время спуска на парашюте, кроме того, управление парашютом невозможно.
Каждый остров находится на отдельной карте, и перебраться с одного на другой (по воздуху или на катере) в игре невозможно[6].
Мультиплеер
OFP поддерживает два режима сетевой игры: по локальной сети и через интернет. В первом случае один игрок создаёт в игре сервер, а остальные подключаются к нему (как в большинстве других игр). Во втором случае для упрощения поиска серверов используются дополнительные программы, встраиваемые в оболочку игры. Для OFP чаще всего используется GameSpy. Однако в этом случае будут отображены лишь сервера, созданные с помощью этой же программы, для подключения к иным серверам необходимо знать их IP-адрес. Игрок также может создать сервер из игры (не используя дополнительные программы), в этом случае он должен сообщить свой IP-адрес тем, с кем хочет играть.
До подключения к серверу игра отображает некотурую информацию о нём: количество подключённых игроков, название миссии, включённой на сервере, идёт ли игра или только готовится и т. д. Надо отметить, что вступление игрока в уже идущую игру невозможно, сервер попросит вас подождать окончания игры.
Подключённые игроки выбирают миссию из числа загруженных на сервер. Каждая миссия вмещает ограниченное число игроков. Далее каждый игрок выбирает себе сторону и специализацию бойца (среди предоставляемых миссией). Игроки могут подождать подключения желаемого числа игроков, а незанятые игроками места оставить пустыми или отдать ботам. После готовности всех подключённых начинается игра.
Виды мультиплеерных миссий:
Кооперативные — все игроки принадлежат одной стороне, враждебная сторона представлена ботами. Боты могут быть и на стороне игроков, если игроки отдали им незанятые роли или это положено по сюжету. В таких миссиях игроки выполняют широкий спектр заданий (которые схожи с заданиями в одиночной игре), управляя не только пехотинцем, но и танком или вертолётом. Некоторые кооперативные миссии даже являются многопользовательскими аналогами миссий из кампаний. Команда считается выигравшей, если она выполнила необходимые задания, и проигравшей, если она провалила какое-либо задание или все её члены погибли. Если игрок погибает в кооперативном режиме, он возрождается в ботов из своего отряда, если таковых не осталось — он выходит из игры и получает управление чайкой, что позволяет ему наблюдать за продолжением игры.
Командные — игроки делятся на две враждующие стороны, в состав их отрядов также могут входить боты (если игроки отдали им пустые роли). Для игры в эти миссии на карте выделяется «поле боя», за пределы которого выходить нельзя. На поле боя отмечаются два респауна, в которых игроки будут возрождаться после гибели. Интересная особенность игры заключается в том, что возрожденный игрок, независимо от своей специализации, получает основное оружие (М16/АК-74/SA 58) и всего один магазин к нему. Команда набирает очки за различные действия, выигравшая команда определяется либо как первая, которая наберёт лимит очков, либо как имеющая больше очков при истечении лимита времени (лимиты определяются участниками заранее).
Командный бой — обычное сражение двух отрядов. Команда получает очки, если её член убил вражеского солдата или уничтожил вражескую технику.
Битва за сектор — на «поле боя» помимо респаунов помещается несколько секторов. На местности они представляют собой небольшие укрепленные точки. Само поле боя несколько больше, чем в «Командном бою». Команда владеет сектором, если хотя бы один её член находится в пределах сектора. Команда получает очки за уничтожение вражеских юнитов и за каждую минуту владения сектором. Один из вариантов «Битвы за сектор» называется «Битва за город». Его главное отличие в том, что сектор всего один и расположен в городе, за контроль которого команды и сражаются.
Захват флага — на «поле боя» помимо респаунов помещается две базы и два флага. «Поле боя» также несколько больше, чем в «Командном бою». Флаг является захваченным, если игрок команды схватил чужой флаг и принёс на свою базу. Команда получает очки за уничтожение вражеских юнитов и захваченные флаги.
Удержать город — одна команда должна захватить город, а другая — его оборонять. Эти миссии могут быть с респауном или без. В первом случае атакующая команда выиграла, если захватила город и в течение короткого промежутка времени удерживала его, если за всё время игры она этого не сделала, то выигрывает обороняющаяся команда. Во втором случае выигрывает команда, уничтожившая всех соперников.
Личные — каждый игрок играет сам за себя. Присутствие ботов возможно, каждый бот при этом будет также против всех. «Поле боя» для таких миссий намного меньше, чем в командной игре, бой идёт в высоком темпе, как правило в городских условиях. После гибели игрок возрождается в случайном месте. Победитель определяется также лимитированием времени или очков.
«Deathmatch» — игроки получают очки за убийство других игроков.
Захват флага — аналогичен командному, но флаг всего один. Игроки получают очки за убийство других игроков и захваченные флаги.
Если сервер создан с помощью внешних программ, то постоянное присутствие в игре администратора (или создателя) необязательно. Поэтому для упрощения управления сервера игроками в игре присутствует система голосования. Так, игроки посредством команд серверу голосуют за выбор определённой миссии, рестарт миссии, удаление какого-либо игрока с сервера[20]. Сервер исполняет команду, если за неё проголосовало половина или более игроков.
Для ещё большего удобства в игре предусмотрена должность админа (которая, однако, по сути своей является должностью модератора). Админ выбирается из числа игроков голосованием по той же системе. Его возможности те же, что и у игроков при голосовании, но он может выполнить их единолично. Несмотря на это, система голосования остаётся на тот случай, если команды админа не устраивают игроков.
В то же время, возможен вход на сервер в качестве главного администратора. Для этого необходим пароль, который определяется создателем сервера. Игрок-администратор автоматически становится админом, при этом система голосования отключается. Главному администратору доступны расширенные возможности: бан игроков, мониторинг, настройка и выключение сервера и т. д.
Редактор миссий
Редактор позволяет работать на карте любого острова. Первоначально игрок закладывает основу миссии, создавая юниты (солдат или технику) определённой стороны и специализации. Затем юниты можно объединять в отряды. Указание действий для них производится с помощью вэйпоинтов, список действий которых включает все возможные (передвижение, посадка/высадка, уничтожение врага, присоединение/возглавление и т. д.) Также игрок может устанавливать триггеры, которые выполняют некоторые действия при совершении определённых условий. С помощью них можно определить, например, разные концовки миссии. Всё это позволяет создать простейшую одиночную или кооперативную миссию.
Однако в редакторе имеются дополнительные возможности, позволяющие сделать миссию более интересной. Так, игрок может задать вероятность появления юнитов-ботов или случайное место их появления, разместить ящики с оружием (позволит игроку выбрать наиболее подходящее на его взгляд вооружение), создать гражданских юнитов и технику (украсит миссию). Также для декорирования миссии доступно большое количество неподвижных объектов, начиная с бытовой техники и заканчивая мишенями для стрельбищ. Игрок может создать военный лагерь, расставив палатки, установив флаг и костёр, а укрепить его можно, окружив укрытиями, сделанными из мешков с песком, поставив небольшие крепости. Кроме того, можно создавать вступительный и завершающий видеоролики, и более короткие — внутри миссии.
Наконец, мощным средством разработки является скриптовый язык игры[21]. Он позволяет воплотить в миссию любую идею создателя, вплоть до анимирования персонажей. Небольшие скриптовые команды пишутся прямо в игре в отведённых под это полях, более объёмные помещаются в отдельный файл. Именно так разработчики игры создали скрипты, возрождающие игрока после смерти, которые используются в командных и личных мультиплеерных миссиях.
Таким образом, при разработке миссии создаётся папка, в которую помещаются следующие файлы:
Основной файл миссии в формате *.sqm. Создаётся непосредственно в редакторе в игре. Содержит информацию о всех юнитах, вейпоинтах и триггерах, связывает все остальные файлы между собой. Единственный обязательный файл.
Файл-дескриптор в формате *.ext. Создаётся в текстовом редакторе, пишется на языке Си. Необходим для сложных миссий, описывает некоторые особенности миссии (используемые персонажи, фразы радиокоманд и диалогов).
Скриптовые файлы в формате *.sqs. Создаются в текстовом редакторе, пишутся на скриптовом языке игры. Содержат сложные скриптовые выражения и действия.
Файл брифинга в формате *.html. Создаётся в любом HTML- или текстовом редакторе. Содержит обзор предстоящих игрокам заданий, советы и подсказки (брифинг отображается перед миссией).
Файл овервью в формате *.html. Содержит краткое описание миссии.
Картинки, используемые файлами брифинга и овервью. Хотя Bohemia Interactive разработала свой формат картинок — *.paa[27], игра также поддерживает формат *.jpg.
Строковая таблица в формате *.csv. Создаётся в табличном редакторе. Содержит тексты радиокоманд и диалогов.
Звуковые файлы в формате *.ogg. Нужны в том случае, если игрок хочет добавить в миссию собственную музыку, фразы диалогов и радиокоманд.
Затем папку с этими файлами можно поместить в папку одиночных или сетевых миссий, и созданная миссия появится в игре. Но можно и в игре конвертировать целую папку в файл формата *.pbo[29]. Этот файл по своей структуре является архивом, редактирование его невозможно, а обратная конвертация игрой не предусмотрена. Очевидно, что это сделано для того, чтобы защитить авторские права создателей миссии.
Персонажи и оружие в игре
Офицеры по обмундированию отличаются от солдат: у русских офицер в берете, а солдаты в касках, у американцев офицер в кепи, солдаты в касках, у армии сопротивления офицер в панаме, солдаты в кепи. Экипажи танков и пилоты также имеют соответствующую форму. Советский спецназ носит характерные маскхалаты, тельняшки и банданы. Американские диверсанты одеты в защитную экипировку и даже носят маски, закрывающие лицо. Причем у «дневных» диверсантов (имеющих в экипировке бинокль) маскхалат цвета хаки, а у «ночных» (имеющих ПНВ) — черный.
Среди стандартных специализаций Сопротивления присутствует пилот, хотя в игре в войсках Сопротивления воздушная техника отсутствует. Возможно, пилот нужен как персонаж, способный управлять угнанной у противника воздушной техникой. Пилот Сопротивления отличается от обычных бойцов лишь цветом формы и не имеет специальной экипировки (очки, гермошлем, парашют).
Надо отметить, что приведенные выше специализации — стандартные. При создании миссии имеется возможность вооружить любого негражданского юнита любым оружием. Кроме того, перед началом миссии игрок, если является командиром отряда, может перевооружить себя и своих бойцов на другое предлагающееся оружие[16]. В кампании Resistance имеется даже свой запас оружия и амуниции, который переходит из миссии в миссию и который растрачивается и пополняется самим игроком.
При стрельбе из снайперской винтовки СВД можно использовать метки прицела для расчета расстояния до цели. Для этого может использоваться настоящий учебник боевых снайперов. Расчет производится по шкале роста человека, по горизонтальным «тысячным» меткам (одна отметка соответствует 1 м на расстоянии 1000 метров, либо 0,5 м на расстоянии 500 м и т. д.), после чего производится корректировка прицеливания по высоте. В натовской винтовке М21 такой шкалы нет, но есть возможность приближать/отдалять цель[18].
Кроме перечисленного оружия, есть также нестандартное: автоматические винтовки FN FAL и HK G3A4, встречающиеся в кампании Resistance и доступные в редакторе. Из снаряжения не входят в чью-либо стандартную экипировку цветные сигнальные патроны и дымовые шашки (красные и зеленые), изредка использующиеся во всех кампаниях.
Кроме того, существует возможность использовать наземный станковый пулемет Браунинг M2, причем советские войска используют этот же пулемет. Как правило, пулемет стоит в пулеметном гнезде, защищенном мешками с песком, также установлен на М113, СН-47D, американском десантном катере, есть варианты джипа и UH-60 с этим пулеметом (см. Техника). Как и вооружение в бронетехнике, может быть переключен в режим прицеливания с изменяемым масштабом увеличения, но, как и техника, может быть уничтожен. Возможно эффективное использование в качестве зенитного.
Гражданские
Помимо персонажей военных, в игре присутствуют достаточное количество вариантов мирных жителей. В кампаниях они представлены как коренное население островных государств, иногда вооруженные гражданские являются бойцами армии сопротивления. Также мирные жители — неотъемлемый элемент фанатских ролевых миссий. В дополнении Resistance появились также полицейские, одетые в соответствующую форму, имеющие даже погоны и фуражку и вооруженные пистолетами SA 61 или CZ 75. Также в их амуницию входит бинокль.
Гражданские в редакторе миссий могут пользоваться автоматами, винтовками, пистолетами, но не могут использовать пулемёты, гранатомёты, ПЗРК, РГ, а также несут амуниции меньше, чем стандартные бойцы. Пользоваться военной техникой они не умеют.
[править] Техника в игре
В игре присутствует пять типов танков, два типа БМП, четыре типа вертолётов, два типа самолётов, одна установка ПВО и два десантных катера, несколько грузовых и легковых машин[15]. Вся техника существует в реальной жизни и находилась или находится на вооружении.
У OFP имеются 4 главные особенности техники, коренным образом отличающие ее от других игр этого жанра:
Любой техникой можно управлять. Другими словами, не существует техники, стоящей в качестве декорации. Однако при создании миссии некоторые машины можно закрыть вообще или до определенного момента.
Любая техника может быть повреждена и уничтожена. То есть, неуничтожаемая техника отсутствует. Поврежденные машины можно починить. Некоторая техника (танки, БМП, воздушная техника, катера) при уничтожении взрывается, причем мощность взрыва зависит от количества боеприпасов и топлива в ней[19].
У любой боевой техники могут закончиться боеприпасы любого типа. Стрельба из орудий не ограничена дополнительными факторами (например, перегревом ствола), а только лишь количеством боеприпасов. Причем их можно пополнять.
У любой техники может в принципе закончиться топливо, правда, очень нескоро, даже у авиации. Заправить машины можно, например, на автозаправках, имеющихся на островах.